Отчёт (справка)
по результатам реализации экспериментального проекта
«Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования»
за 2023/2024 учебный год.
Тема эксперементального проекта: “Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования»
Экспериминтальный проект “Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования» реализовывался на базегосударственного учреждения образования «Детский сад № 19 г. Кричева».
Сроки реализации экспериментальной деятельности: 2023/2024 учебный год.
Вид отчёта: итоговый.
Основная идея экспериментального проекта состояла в апробации модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС в учреждениях образования.
Новизна проекта заключается в том, что впервые в Республике Беларусь реализуется идея целостного, системного подхода к организации деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС, где все составляющие модели (цель, задачи, этапы, содержание, методы и приемы деятельности педагогического работника) взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целью проекта является проверка экспериментальным путем эффективности модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение ребёнка с РАС в учреждениях образования Республики Беларусь.
Основными задачами, которые педагогические работники учреждения дошкольного образования решали в процессе реализации экспериментального проекта в 2023/2024 учебном году, являлись:
анализ возможных трудностей по реализации экспериментальной
модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС и выявление путей их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом);
апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС;
апробация макетных образцов примерного планирования содержания деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение ребёнка с РАС.
В реализации экспериментального проекта 8 педагогических работника, дети дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Руководитель учреждения дошкольного образования заведующий Максимова Е.В. (образование высшее, высшая квалификационная категория, стаж работы 37 лет), заместитель заведующего по основной деятельности – Терещенко Е.В. (образование высшее, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет).
Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания для детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляли следующие педагогические работники: учитель-дефектолог Одынец Т.А. (образование высшее, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы -24, в должности 21 год, опыт работы с детьми РАС - 4 года); педагог-психолог - Петушкова Т.В. (образование высшее, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 29 лет, в должности – 20 лет); воспитатели дошкольного образования: Беленкова А.Е. (образование высшее, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы -22 года, опыт работы с детьми РАС - 4 года), Титкова А.Р. (образование среднее специальное, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы -37 лет, опыт работы с детьми РАС - 1 год); воспитатели дошкольного образования, обеспечивающие персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: Шершнёва А.И. (образование высшее, высшая квалификационная категория, стаж работы - 27 лет, опыт работы с детьми РАС - 4 года), Синицына Н.А. (образование высшее, первая квалификационная категория, педагогический стаж работы – 44 года, опыта работы с детьми РАС нет).
Группу интегрированного обучения и воспитания для детей с интеллектуальной недостаточностью посещают 13 детей старшего дошкольного возраста: из них норма типичных 11 воспитанников, дети с РАС -2 ребёнка. Обучение и воспитание детей группы интегрированного обучения и воспитания для детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по программе для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью (редактор Л.А. Тимофеева – Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007).
С целью обеспечения необходимых условий для внедрения модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении дошкольного образования в подготовительный период было организовано: обсуждение вопроса на педагогическом совете о реализации экспериментального проекта в учреждении дошкольного образования (протокол № 4 от 30.08.2023 г.), изучение экспериментального проекта, программы экспериментальной деятельности участниками проекта; членами рабочей группы изучили модель организации деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования (авторы В. М. Навицкая-Гаврилко, О. Ю. Светлакова), рекомендации по составлению и оформлению дневника экспериментальной деятельности, также участники экспериментальной деятельности изучали экспериментальные научно-методические материалы (концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизнедеятельности лиц с инвалидностью (Н.Э. Бенк-Миккельсен, Б. Нирье), идеи гуманистического подхода в педагогике и психологии; принципы и ценности инклюзии; средовый (Г. Ю. Беляев, С.Е. Гайдукевич,Г. А. Ковалев, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.) и компетентностный подходы в образованию (И. А. Зимняя, Т. В. Лисовская, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Дж. Равен, А. В. Хуторской и др.); эмоционально-смысловой подход к работе с ребёнком с РАС В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и др., подходы в определении особых образовательных потребностей детей с РАС С. А. Морозова и А. В. Хаустова), дидактические материалы.
Информация о начале экспериментальной деятельности была размещена на сайте учреждения образования, ознакомлены законные представители воспитанников.
В учреждении создан банк данных детей дошкольного возраста с РАС, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания с интеллектуальной недостаточностью (2 воспитанника в возрасте от 6 до 7 лет), для которых организовано персональное сопровождение (для Артёма Н. с 2022/2023 учебного года, для Даши Г. с 2023/2024 года).
Воспитатели, осуществляющие персональное сопровождение детей с РАС, для планирования содержания своей деятельности использовали макетные образцы примерного планирования на полугодие (сентябрь-февраль, март – август), учитывая функциональные возможности и ограничения детей (Приложение 1). Планы обсуждались с учителем-дефектологом, законными представителями воспитанников. Планирование по направлению деятельности «Адаптация в пространстве учреждения образования» не проводилось, т.к. дети дошкольного возраста с РАС посещают учреждение дошкольного образования не первый год и адаптированы в пространстве детского сада и возрастной группы.
В ходе основного этапа члены рабочей группы принимали участие: в вебинаре по организации экспериментальной деятельности в учреждении образования «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования»; в обучающем курсе «Организация деятельности воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра», организованный руководителем проекта Светлаковой О.Ю., доцентом кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования, кандидатом педагогических наук Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
С целью совершенствования содержания экспериментальной деятельности с воспитателями, обеспечивающими персональное сопровождение детей с РАС в сентябре 2023 года и марте 2024 года было организовано онлайн-анкетирование «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в учреждении образования».
С целью формирования компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности для педагогических работников, участников экспериментальной деятельности, заместителем заведующего по основной деятельности Терещенко Е.В. были организованы: семинар на тему: «Основы и содержания деятельности педагогического наблюдения в деятельности воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение», круглые столы на темы: «Особенности организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра», «Как понять, что мотивирует ребенка с РАС, и выбрать подкрепление, которое ему подойдет?», были подготовлены консультации на темы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с РАС в учреждении образования», «Карточки PECS-эффективный инструмент для развития коммуникативных навыков и социальной ааптации детей с РАС”,«Ограниченные интересы у детей с РАС: стратегии преодоления», разработаны рекомендации «Адаптивная образовательная среда для детей с РАС».
Специалистами учреждения (педагогом-психологом Петушковой Т.В., учителем-дефектологом Одынец Т.А.) для воспитателей дошкольного образования, осуществляющих персональное сопровождение были подготовлены: круглый стол на тему: «Скоро в школу. Как подготовить первоклассника с РАС к учебному году?», консультации на темы: «Проблемное поведение детей с расстройствами аутистического спектра: возможные причины и направления работы», «Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?», рекомендации «Как извлечь пользу из стремления детей РАС к постоянству?»,«Утяжеленные ручки и карандаши: развиваем навыки письма у детей с РАС», «Базовый и ситуативный словарь пользователя альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): что к чему?» что способствовало повышению уровня компетентности педагогических работников в вопросах организации работы с детьми с РАС в учреждении дошкольного образования, особенностями взаимодействия с их законными представителями (Приложение 2).
При организации работы с детьми с РАС педагогические работники придерживались принципов организации деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение.
С целью создания условий для обучения и воспитания ребенка с РАС с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей в возрастной группе созданы визуальные опоры для организации режимных моментов: «Мытьё рук», «Чистка зубов», «Посещение туалета», «Одевание (раздевание) на прогулку (сон)», «Распорядок дня», при организации образовательного процесса используются планшеты «Сначала-потом», «Нам понадобится…» и другие. Постоянно адаптировался учебный материал с учётом возможностей каждого ребёнка с РАС. Воспитатели дошкольного образования, осуществляющие персональное сопровождение с детьми РАС в повседневной жизни избирательно использовали коммуникативные карточки и жесты. Вместе с тем, использование карточек РEСSв работе с детьми с РАС затруднено в силу тяжести аутистических нарушений и высокой автономности наших воспитанников. В возрастной группе создан уголок уединения и релаксации, зона двигательной активности.
Дети дошкольного возраста с РАС осваивают навыки письма с большим трудом и значительно медленнее своих сверстников, в связи с этим для освоения данного навыка в работе с детьми РАС использовались утяжелённые ручки и карандаши, которые обеспечивают пальцам и кисти рук ребёнка дополнительную проприоцептивную стимуляцию, помогают научиться управлять ею. Для развития проприоцептивной чувствительности был изготовлен утяжелённый шарф, который использовался на занятиях, а для улучшения концентрации внимания воспитанников с РАС применяли переносную картонную перегородку.
В ходе работы над проектом было создано игровое пособие «Времена года», с целью закрепления представлений воспитанников о временах года, развитию мелкой моторики рук, игровые пособия по развитию речи «Кто у кого», «Узнай по описанию»; игровое дидактическое пособие лепбук «В магазине»; игры на развитие психических процессов «Большие и маленькие», «Кто лишний?», для развития тактильных навыков и восприятия «Чудесный мешочек», игры
на развитие мелкой и общей моторики «Гусеница», «Теремок», настольные игры, трафареты, картинки-вкладыши, маски-шапочки. (Приложение 3).
С целью создания условий для социализации ребенка с РАС, включению во взаимодействие с педагогическими работниками, норма типичными детьми, дети с РАС принимали участие в мероприятиях организованных в учреждении: праздниках «Новый год к нам идёт!», «Весенней песней встречаем мамин день», развлечениях «Восенькi кiрмаш», «Путешествие к Зиме», «Прывiтанне Масленiца», физкультурных досугах «Нам со спортом по пути», «Путешествие на остров Здоровья», «Весёлые старты», «Ярмарка игр», Днях здоровья и других мероприятиях. В рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма в возрастной группе был проведён «урок доброты» в виде игрового занятия на тему: «Все мы разные, но все мы вместе», а для законных представителей воспитанников был подготовлен электронный буклет по проблеме детского аутизма.
В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в учреждении образования налажено сотрудничество педагогических работников (администрации, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, воспитателя персонального сопровождения).
С целью активизации речевых возможностей детей с РАС учитель-дефектолог Одынец Т.А. использовала альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК), которая помогала удовлетворить потребность детей в общении, способствовала усвоению способов невербального и вербального общения, расширила его возможности по установлению контактов, выражению своих чувств, выполнению своих желаний. Каждое занятие учителя-дефектолога начиналось с работы с визуальным расписанием, которое заполнялось с помощью символов и отражало структуру занятия, деятельность ребёнка на данном занятии.
Активное введение в учебный процесс средств АДК, позволило сформировать структурированные ряды, организующую мыслительную деятельность, и таким образом повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе.
В ходе специального организованной деятельности учитель-дефектолог нацеливала воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение на стратегию помощи ребёнку с РАС, руководствуясь стандартными принципами: от «максимальной» помощи к «минимальной»; от положения «рядом всё время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до относительной самостоятельности.
Воспитатель персонального сопровождения продуктивно оказывала ему необходимую помощь исходя из доступного для воспитанника способа деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка; действия ребёнка по жестовой инструкции взрослого; действия по подражанию взрослому; поисковый метод ориентировки; действия по готовому образцу; действия по словесной инструкции.
С целью создания условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с РАС педагог-психолог Петушкова Т.В. соблюдала основные этапы психологической коррекции: на первом этапе устанавливали контакт с детьми с РАС, затем на втором этапе старалась почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции, на следующем этапе осуществляла работу по развитию основных психологических процессов.
С целью преодоления негативизма при общении и установлении контакта с ребенком РАС, обучению его простым навыкам контакта использовала: игровые упражнения «Ручки», «Хоровод», «Ладушки», «Поводырь», пальчиковую гимнастику «Гнездо», «Замок», «Пальчики здороваются». С целью развития познавательных навыков, внимания, памяти, кинетического восприятия, мышления использовала: игровые упражнения «Сложи узор», «Найди место для игрушки», «Собери фигурки», «Волшебный мешочек», «Найди половинку», «Разрезные картинки», «Найди пару»; для снятия на мышечного напряжения и релаксации использовала кинезиологические упражнения «Яблоки в саду», «Лёд и огонь», «Кулачки», «Кулачок, ребро, ладошка», дыхательные упражнения «Пёрышко, лети», «Удержи пёрышко».
Именно педагог-психолог помогал ребенку с РАС в формировании границ коммуникаций, выстраивая простые отношения с детьми и взрослыми с учетом определенных правил поведения, не нарушающих интересов другого человека.
При организации педагогом-психологом индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребёнком РАС, воспитатель персонального сопровождения являлась своеобразным проводником и переводчиком, помогая в организации игровой деятельности.
При появлении небольших неудач или препятствий, в случае негативных поведенческих проявлений у ребенка с РАС, воспитатель персонального сопровождения всегда корректировал его возбуждение, тревогу и нежелание дальше работать, а также помогал в выполнении задания, создав у него ситуацию успеха и уверенности.
В рамках информационной и педагогической помощи воспитатели, осуществляющие персональное сопровождение и специалисты учреждения знакомили законных представителей воспитанников с особенностями организации работы в учреждении, о необходимости уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучению конкретным приёмам работы с детьми, представляли сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координировали совместные действия педагогических работников и семьи.
Деятельность воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение, охватывала все стороны психофизического и социального развития ребенка с РАС и строилась в сотрудничестве и с учетом специфики работы всех педагогических работников, осуществляющих обучение и воспитание ребенка с РАС в учреждении образования. Таким образом былреализован один из принциповорганизации деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение -комплексный подход.
В группе интегрированного обучения и воспитания для детей с интеллектуальной недостаточностью воспитателями, осуществляющими персональное сопровождение совместно с воспитателями дошкольного образования группы был создан консультационный пункт «Мы-вместе», где размещался информационный материал. Были проведены: консультации «Как организовать детскую комнату (пространство) для ребёнка с РАС», «Особые мамы особых детей», практикум «Сенсорные игры в работе с детьми РАС», даны рекомендации «Девять важнейших навыков общения с детьми с РАС».
Воспитатели, осуществляющие персональное сопровождение детей с РАС поддерживали ежедневную тесную связь с законными представителями воспитанников, строили свою работу с учетом запросов семьи, особенностей их видения своего ребёнка, что стало залогом успеха проводимой работы.
Для наиболее эффективной работы по реализации экспериментального проекта с членами рабочей группы 1 раз в квартал проходили заседания по реализации календарного плана с обсуждением результатов работы и анализом возникающим трудностей и проблем.
Руководством учреждения анализировалась документация педагогических работников, при необходимости осуществлялась коррекция и регулирование осуществления экспериментальной деятельности. Вопрос о результатах экспериментальной деятельности обсуждался на совещании при заведующим (октябрь, январь, март), на заседаниях педагогического совета (август).
Члены творческой группы за период реализации экспериментальной деятельности делились своим опытом на районном семинаре-практикуме с освещением вопроса на тему: «Направления деятельности воспитателя персонального сопровождения ребёнка с расстройствами аутистического спектра в образовательном процессе», учитель -дефектолог Одынец Т.А. выступила с видео-обзором на районном методическом формировании по организации адаптивно-образовательной среды при организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования, (февраль 2024 г.); заместитель заведующего по основной деятельности Терещенко Е.В. на совещании при заведующим рассказала о промежуточных результатах по реализации экспериментального проекта «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования»;
также приняли участие:
в веб-квесте «Организация коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития»,учитель-дефектолог Одынец Т.А (октябрь 2023, г. Могилёв);
в обучающих курсах в форме семинара-практикума «Формирование навыков социального поведения и навыков речевой коммуникации у детей с РАС», учитель-дефектолог Одынец Т.А. (декабрь 2023, г. Могилёв);
в IX Международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты», тезисы на тему: «Использование альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-дефектолога» вошли в сборник научно-практической конференции, учитель-дефектолог Одынец Т.А. (декабрь 2023, г. Могилёв);
в семинаре по теме: «Повышение эффективности инновационной деятельности в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году», заместитель заведующего по ОД Терещенко Е.В. (март 2024);
в обучающих курсах «Инклюзивная культура учреждения образования: подходы к пониманию и формированию», воспитатель дошкольного образования Беленкова А.Е. (27 июля 2023, г. Могилёв).
Таким образом,реализация эксперементального проекта: “Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждении образования» в 2023/2024 учебном году позволяет сделать следующие выводы:
1. Воспитатели, обеспечивающие персональное сопровождение детей с РАС:
1.1. готовы и желают работать с детьми с РАС;
1.2. знают психолого-педагогические характеристики детей с РАС, их возможности и ограничения, особые образовательные потребности;
1.3.овладели умениями составления планирующей документации, необходимой для реализации педагогической деятельности;
1.4.овладели профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации педагогической деятельности;
1.5.сформировалась инклюзивная культура, позитивное отношение к детям с РАС;
1.6.готовы к сотрудничеству и саморазвитию, к командному взаимодействию и сотрудничеству, стремятся к повышению квалификации;
1.7.удовлетворены сотрудничеством в ходе реализации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС;
2.законные представители детей с РАС удовлетворены:
2.1.образовательными услугами, оказываемыми в учреждении образования;
2.2.адаптивной образовательной средой учреждения образования;
2.3.деятельностью воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС;
2.4.организацией психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.
В результате апробации экспериментального проекта подтверждается гипотеза об эффективности модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС, её практической значимости в системы образования.
Заведующий Е.В. Максимова