Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это
время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Если ребенку уже четыре года, родителям самое время заняться развитием речи. На что нужно обратить внимание?
Словарный запас .
Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на
то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?
Примерные слова: Белка (какая?) – рыжая, шустрая, маленькая и т.д. Пальто (какое?) -…,мама (какая?) - …, дом (какой?) - …
Игра «Что это?» Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
Игра с мячом «Скажи наоборот». Нахождение слов, противоположных по значению.
Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки).
Дидактическая игра «У кого кто?»
Взрослый называет животное, а ребёнок называет детёныша в единственном и
множественном числе.
В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий.
Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Взрослый называет профессию, а ребенок говорит, что нужно для работы. А затем во второй части игры взрослый называет предмет, ребенок говорить для какой профессии он может пригодиться.
Грамматический строй речи .
Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа.
Игра «Один-много»
«Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов» (это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши). Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).
Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа.
Игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало
платьев.
Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов:
картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха
можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один
хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой).
Игра «Мой, моя, моё»: предложить ребёнку придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.
Связная речь.
Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных
картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.
Игровое упражнение «Если бы...»
Взрослый предлагает ребёнку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Взрослый рассказывает ребёнку начало сказки или рассказа, а затем дается задание продолжить или придумать концовку.
Речевой и фонематический слух.
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
«Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты
не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
«Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук
он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [с], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
«Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Главное — это терпение и огромное желание научить своё чадо
правильно говорить. И тогда всё обязательно получится!